Часть первая. Продолжение
Посвящается Шри Ауробиндо
“Мне кажется, что я мальчик, перебирающий на берегу камушки и ракушки, а впереди простирается океан неизведанного.”
И.Ньютон.
Великая индийская культура, возникшая в IV тысячелетии до н.э., является одной из самых древних. Индия – страна непревзойденного духовного развития. Те силы, которые западные страны на протяжении своей истории вкладывали в изучение и развитие материального мира, Индия в течение нескольких тысячелетий направляла на исследование внутренней жизни человека. Духовное развитие страны происходило ценой ущерба для ее материального развития. Поэтому экономика Индии долго отставала от многих стран. Со второй половины XIX века эта страна высочайшей духовной культуры оказалась колонией Великобритании, что еще больше ослабило ее экономику и превратило в отсталое с экономической точки зрения государство.
Однако Индия породила настоящих чудотворцев – мастеров йоги, которые использовали свои исключительные способности и высшие духовные силы для освобождения родной страны. Народный патриотизм совместно с работой этих Мастеров даже в условиях совершенно ослабленной, порабощенной, изможденной колониальным гнетом Индии привели к ее полному освобождению от Великобритании в 1947 году. С тех пор Индия быстрыми темпами развивается во многих направлениях. Духовное же развитие Индии не знает себе равных.
Для индийской культуры характерна неразрывная связь между философией, религией, психологией и практиками йоги, объединенных в целостную структуру познания человеком мира и самого себя. В древней Индии возникло огромное количество философских школ и религий. На основе этого многообразия развиваются многочисленные направления йоги. Общим для всех видов йоги является постижение высших духовных уровней человека посредством сублимации психической энергии и управления психическими и физическими функциями организма.
Практики йоги предполагают глобальную трансформацию психической энергии и требуют знания законов этой трансформации. Выдающиеся достижения мастеров йоги демонстрируют такой масштаб знаний и навыков, который значительно превосходит уровень западной науки.
В то же время современный научный психоанализ успешно продвигается по пути познания принципов функционирования психического аппарата человека. Поскольку многие представления современного психоанализа возникли на отчасти бессознательном древнем фундаменте, они могут и должны быть сопоставлены с древнеиндийскими представлениями с целью дальнейшего развития психологической науки.
Священные тексты.
Мировоззрение древней Индии отражено в обширнейшем комплексе священных текстов, наиболее древними из которых являются Веды. Специалисты затрудняются в точной оценке возраста этих текстов, однако всем им по несколько тысяч лет.
Священные тексты представляют собой неразделимое сочетание гимнов (заклинаний) с изложением научных знаний по психологии и философии. В связи с этой особенностью древние тексты представляет собой совершенно особое психотехническое средство воздействия на человека.
Для сравнения напомним, что в христианстве молитвы и ритуалы никоим образом не связаны с наукой, и даже приветствуется не требующая никаких доказательств вера в Бога. Христианство – религия проекций, в которой духовный потенциал человека проецируется на символические образы, и познается как второе лицо Бога – как «ТЫ». Древнеиндийская религия – религия отождествления, в которой человек на собственном практическом опыте познает высшую степень развития своего собственного «Я». Мастера йоги постигают высшие состояния Духа, мы бы сегодня сказали, с помощью теоретических знаний и научного эксперимента:
«Сегодня Я сообщаю тебе эту древнейшую науку» – говорит Бог Кришна своему ученику.
Древние священные тексты воздействуют на сознание с помощью изложенной в них научной системы знаний и на бессознательное с помощью мантр.
В переводе с санскрита «мантра» означает: «орудие осуществления психического акта», а также может переводиться как «молитва», «стих», «заклинание», «волшебство». В христианстве аналогом мантр в являются молитвы. Мантра представляет собой определенное сочетание звуков слов, применяющееся для регулирования и настройки не только сознания, но и более глубоких уровней психики.
Воздействие мантр и молитв на состояние человека изучается современной наукой. Следует особенно отметить современные отечественные исследования специалистов института им. В.М.Бехтерева под руководством профессора В.Б. Слезина, которые открыли особое функциональное состояние мозга во время молитвы и выявили нейрофизиологические причины воздействия молитвы на человека.
Таким образом, уникальная структура древнеиндийских священных текстов в оригинале оказывает на человека комплексное воздействие, которое затрагивает как рациональное мышление, так и глубинное иррациональное, способствуя их согласованному развитию и преобразованию.
Это грандиозное явление культуры, соединившее в единый сплав научные знания, психотехнику и возвышенное устремление Духа, приводит к беспрецедентным результатам в виде реализации невероятных сверхвозможностей человека.
Священные тексты Древней Индии написаны на санскрите и дошли до нас в виде переводов. Кроме манифестного смысла, они также несут латентный смысл, с чем и связана их неповторимая уникальность.
Священные тексты содержат большое количество мифов и легенд, в иносказательной символической форме описывающих душевные явления. О том, что мифологическая картина мира символизирует бессознательную жизнь человека, современники узнали из трудов З.Фрейда и К.Г.Юнга. Однако несмотря на то, что современная наука глубоко и тщательно исследует принципы символизации, изучение индивидуального и коллективного символизма — задача огромная и до сих пор не решенная.
Весь комплекс священных текстов, отражающих мировоззрение древнеиндийских мудрецов и мастеров йоги, настолько разносторонен и велик, что не представляется возможным охватить и проанализировать его в каком-либо одном обзоре. Поэтому мы попытаемся продемонстрировать лишь некоторые генетические связи между древней и современной наукой на примере Бхагавадгиты как наиболее уважаемого, ценимого и известного современному читателю памятника мировой философской мысли.
Бхагавадгита.
Бхагавадгита (буквально: «Божественная песнь») является идеологической основой индуизма и относится к веданте – философско-религиозной школе, опирающейся на авторитет Вед.
Бхагавадгита в манифестном смысле является легендой и построена в виде философской беседы между богом Кришной и царевичем Арджуной, которому предстояло принять участие в сражении между двумя враждующими кланами. Так как царевич не хотел убивать людей, он очень страдал и хотел отказаться от боя. В этой тяжелой ситуации Арджуне является Бог Кришна под видом колесничего. Он разъясняет Арджуне философские аспекты веданты и практики йоги и рекомендует не отказываться от боя и принять участие в сражении. Кришна передает Арждуне Высшее Знание и раскрывает перед ним проблему двойственности – «двух войск» противоположностей, находящихся в единстве и борьбе.
Из трудов З.Фрейда мы знаем, что основатель психоанализа очень любил использовать военную символику для обозначения психических процессов. Война отличается от мирной жизни тем, что на войне враг открыт, и видно, кто с кем сражается. Военные метафоры потому и используются для обозначения скрытых конфликтов, которые в таком символическом виде предстают открытыми взору наблюдателя.
Древняя Бхагавадгита также использует военную символику для обозначения внутренней борьбы человека. Два войска враждебных кланов, выстроившихся на поле боя, отражают противоборствующие силы в душе царевича Арджуны.
Содержание Бхагавадгиты охватывает три плана бытия. Первый план: внешний образ двух войск, которым предстоит сражение. Второй план: внутренняя борьба Арджуны между долгом сражаться и запретом убийства. Третий план: обобщенные аспекты двойственности и связанное с этим высшее знание, касающееся пути освобождения от страданий.
Бхагавадгита с древности вдохновляла и продолжает вдохновлять ученых, философов, религиозных деятелей и переводчиков на многочисленные комментарии и исследования.
Наилучшие, на наш взгляд, комментарии к Бхагавадгите даны Шри Ауробиндо Гхошем.
Шри Ауробиндо Гхош.
Шри Ауробиндо Гхош (1872-1950) – ярчайшая звезда человеческой культуры, Великий Аватар, Великий Мастер йоги, ученый, поэт, философ, переводчик, герой национально-освободительного движения Индии, создатель направления интегральной йоги. Шри Ауробиндо родился в Индии, образование получил в Великобритании. Он впитал в себя наивысшие достижения как западной, так и восточной культуры, знал многие современные и древние языки, в совершенстве владел не только методами йоги, но современными научными знаниями, в т.ч. психоанализом. В связи с этим Шри Ауробиндо мог в доступной для западного читателя форме объяснить сущность психических процессов, лежащих в основе йоги. В настоящее время на русском языке активно издаются и переиздаются труды Шри Ауробиндо, в 26 томах издано полное собрание его сочинений. Исследованиям Шри Ауробиндо обязана своим появлением настоящая статья.
Шри Ауробиндо был не только Великим Мастером трансформации психической энергии, но и Великим Патриотом своей родины. Он встал на путь йоги с целью освобождения Индии от колониальной зависимости и вырабатывал в себе такие внутренние силы, которые позволили ему воздействовать на коллективный уровень бессознательного. Практически всю свою сознательную жизнь он выполнял эту работу через посредство своего организма и обещал ученикам, что его усилия обязательно приведут к освобождению родной страны. Чудесным образом Индия получила независимость 15 августа 1947 г. – точно в 75–й день рождения Шри Ауробиндо как символ того, что Великий Мастер сдержал свое слово.
Комментарии к Бхагавадгите Шри Ауробиндо называются «Эссе о Гите» и занимают два тома, большпя часть содержания которых посвящено Высшему знанию, доступному лишь на уровне высшей йоги. В то же время некоторая часть работы Шри Ауробиндо содержит идеи и представления, актуальные и понятные для читателя, не знакомого с йогой.
Проблематика Бхагавадгиты была очень близка Шри Ауробиндо в связи с тем, что он, как и герой Арджуна, происходил из знатного рода кшатриев – касты воинов. Вся жизнь Шри Ауробиндо протекала в обстановке ожесточенной и кровопролитной борьбы за освобождение родины от колониального гнета.
Комментарии Шри Ауробиндо к Бхагавадгите отражают личную причастность к проблеме человека, вынужденного активно действовать в несовершенном мире, где процветает несправедливость, войны и убийства.
С одной стороны, высоко духовный человек должен быть верен этическим ценностям, идеалам милосердия и прощения и не должен убивать себе подобных. С другой стороны, он обязан исполнять общественный долг борьбы за справедливость, отречение от которого означало бы предательство своего народа, своих соратников по борьбе.
Комментируя внутренний конфликт Арджуны, Шри Ауробиндо объясняет, что на индивидуальном уровне человека, колеблющегося между этическими ценностями и общественным долгом, любой его выбор был бы понятен и оправдан, в чью бы пользу он ни был сделан. Однако на более высоком уровне, выходящем за пределы привязанностей к различным человеческим ценностям, восходящем к Высшему знанию, выбор должен быть сделан в пользу активной деятельности в этом несовершенном мире. Человек не должен отрекаться от жизни путем отказа от активного действия. Его отстранение должно быть чисто внутренним, духовным, при сохранении внешней активности, зачастую причиняющей боль и страдания другим людям. По этому принципу жил и действовал сам Шри Ауробиндо, этому же принципу учил царевича Арджуну Бог Кришна.
Комментарии к Бхагавадгите Шри Ауробиндо вызывают восхищение своей глубиной и устремленностью к высотам человеческого Духа.
Предлагаемые в настоящей статье комментарии ни в коем случае не претендуют на какую-либо широту охвата того великого смысла, который вложен в священный текст Бхагавадгиты. За широтой охвата отсылаем читателя к Шри Ауробиндо. Наши комментарии отличаются тем, что они написаны с точки зрения современной научной психологии и ставят задачу сопоставления и сравнения некоторых научных понятий современной психологии с древнеиндийскими представлениями. Мы надеемся, что подобное исследование, несмотря на свою неполноту, способно пробудить интерес специалистов и тем самым оказать содействие дельнейшему развитию психологической науки.
Психический аппарат и ИДЕАЛ Я.
В психоанализе психический аппарат человека рассматривается как состоящий из Ид, Я и Сверх-Я, а основными изучаемыми процессами являются процессы взаимодействия и переходов между этими инстанциями. В отличие от психоанализа, в йоге главными «инстанциями» психического аппарата являются наблюдающее и переживающее Я, а сам процесс йоги заключается в постепенном переходе психической энергии от переживающего Я к наблюдающему Я и дальнейшем развитии внутреннего наблюдателя до уровня Высшего Я. Этот сложный и трудоёмкий процесс происходит с применением различных психических и телесно-ориентированных техник, медитации, дыхательной гимнастики, физических упражнений.
В психоанализе расщепление Я на наблюдающую и переживающую части и укрепление наблюдающей части рассматривается как процесс, подчиненный главной задаче – осознанию бессознательных содержаний. В йоге главной задачей является полное и глубокое отделение наблюдающего Я от переживающей части, в результате чего осознается главное бессознательное (сверхсознательное) содержание, подлежащее осознанию – Высшее Я.
Инстанция бессознательного в индуизме называется самскарой. Осознание бессознательных содержаний происходит в результате отделения и развития наблюдающего Я.
В психоанализе инстанция Я понимается как регулятор отношений между бессознательным и реальностью. Предметом психологии Я является изучение инстанции Я на предмет адаптации личности в окружающем мире, свободы личности, ее развития.
В процессе йоги, которую Шри Ауробиндо называл «практической психологией», также происходит изучение и развитие Я. Эта практика начинается с зависимого от своих страстей переживающего Я, продолжается через отделение от переживающей части наблюдающего Я и его постепенное освобождение от различных уровней психики, и завершается преобразованием в Высшее Я.
Сверх-Я, или Идеал-Я в психоанализе понимается как система морально-этических принципов, следование которым приближает Я к Идеалу. В понятие Сверх-Я З.Фрейд вкладывал смысл высокого и сверхличного в человеке.
В индуизме Идеал, к которому должно стремиться Я, носит название Сверхдуши. В отличие от Сверх-Я, в состоянии Сверхдуши бессознательные содержания отсутствуют. Это состояние достигается наблюдающим Я при полном осознании и отделении не только от системы морально-этических принципов, но и вообще от всех принципов, изначально сверхсознательных, которым подчиняется природа человека.
Великие западные ученые З.Фрейд и К.Г.Юнг пришли к выводу о том, что образ Бога представляет собой ни что иное, как символическую проекцию внутренних возможностей человека. Предрекая будущее религии, З.Фрейд предсказывал, что с помощью научного познания законов природы человек реализует все свои потенциалы и сам достигнет того, чего ранее он ожидал от Бога.
В результате йоги человеческое Я претерпевает развитие и соединяется с Высшими уровнями сознания, так что Бог перестает быть вторым или третьим лицом (Ты или Он) и становится, как ему и подобает – первым лицом – Высшим Я. Но разве может Бог быть вторым или третьим лицом? Бог и должен быть первым лицом человека.
Истинное и ложное Я.
Современные научные понятия наблюдающей и переживающей части Я соответствуют индуистским понятиям Истинного Я и ложного Я. В русском переводе текста Бхагавадгиты в качестве синонимов Истинного и ложного Я также употребляются понятия дух и душа.
В Ригведе можно найти описание Я, разделенного на ложное переживающее и истинное наблюдающее Я, в символических стихах: «Две прекраснокрылые птицы, друзья и товарищи, сидят на одном дереве, и одна ест сладкий плод, а другая смотрит на нее и не ест (Ригведа I.164.20)».
Символическая иллюстрация переживающего и наблюдающего Я. Одна птица ест плод, а вторая смотрит на нее и не ест.
Истинное Я соответствует наблюдающей части Я, а ложное Я – переживающей части Я. Соответственно, под душой понимается переживающая часть, а по духом – наблюдающая часть Я.
Современная научная теория расщепления Я на переживающую и наблюдающую части была сформулирована совсем еще молодым австрийским психиатром, психоаналитиком, учеником З.Фрейда Ричардом Стербой (1898-1989) после создания З.Фрейдом структурной модели психики. Большинство коллег не принимали теорию Р. Стербы, но поскольку З. Фрейд и А.Фрейд горячо поддержали Р. Стербу, его теория и соответствующая терминология были прочно утверждены в психоанализе.
Если индуистское ложное Я точно соответствует психоаналитическому понятию переживающей части Я, то Истинное Я имеет как количественные, так и качественные отличия от наблюдающей части Я.
Истинное Я значительно больше отстранено от наблюдаемых состояний, и наблюдает бесстрастно, безоценочно, некритично. Психоаналитическая же наблюдающая часть Я предполагается критически настроенной по отношению к переживаниям. C одной стороны, наблюдающая часть Я способствует исцелению психики от патологии, но с другой стороны критическое отношение наблюдателя может привести к конфликтам внутри Я.
Сходство и различие между психоаналитической наблюдающей частью Я и индуистским Истинным Я приводят к сходству и различию в соответствующих методах внутреннего наблюдения.
Введенный в современную психологию В.Вундтом метод исследования, заключающийся в наблюдении человеком собственных психических процессов, называется интроспекцией. В йоге аналогом интроспекции является дхьяна, что в переводе с санскрита означает «медитация».
Дхьяна, или медитация, представляет собой метод концентрации внимания внутреннего наблюдателя, используемый для созерцания и управления психическими функциями. В процессе медитации человек может не только наблюдать свои психические состояния абсолютно отстраненно, но и полностью изжить все психические проявления и достичь высших состояний сознания (например, таких как мокша или нирвана).
Интроспекция, разновидностью которой можно считать метод свободно парящего внимания, происходит при помощи наблюдающей части Я, которая является зачатком, зародышем Истинного Я. Поэтому интроспекцию можно считать зародышем настоящей медитации, в которой наблюдение происходит гораздо более отстраненно и совершенно некритично.
Психоаналитическая терапия, как и йога, ставит перед собой задачу развития наблюдающей части Я в соответствии с возможностями пациента. Однако у йоги возможностей в этом направлении значительно больше в связи с тем, что в йоге развитие Истинного наблюдающего Я является самоцелью, а главным бессознательным содержанием, которое следует осознать, является Истинное Я, в пределе своего развития – Высшее Я.
Осознание человеком своего Истинного (наблюдающего) Я, умение отличить Истинное Я от ложного (переживающего) Я, согласно Бхагавадгите, является необходимым условием личностного роста. Герой Бхагавадгиты Арждуна хотел отстраниться от тяжелой жизненной ситуации путем внешнего физического отказа от участия в сражении. Бог Кришна научил Арджуну тому, что отстранение от борьбы должно быть не внешним, а внутренним. Истинное наблюдающее Я должно отстраниться от внутренней борьбы, но при этом человек должен сохранить активность своей деятельности во внешнем мире.