В современной научной и научно-практической психологии счастье (субъективное благополучие) все чаще становится предметом исследования психологов. Это вызвано острой для психологической науки и практики необходимостью в определении того, что служит основанием для внутреннего равновесия личности, из чего оно складывается, какие эмоционально-оценочные отношения лежат в его основе, каким образом оно участвует в регуляции поведения, каким образом можно помочь личности в решении проблемы благополучия.

Благополучие и здоровье личности представляют собой непрерывный процесс восхождения и осуществления личностной самоактуализации; неблагополучие и болезнь влекут за собой неспособность стать полноценным человеком. Изучение субъективного благополучия позволит существенно продвинуться в решении проблемы выбора личностью адекватных жизненных стратегий, помогающих сохранению физического и психического благополучия, повышающих качество жизни и способствующих более полной самоактуализации личности.

Важным становится понимание того, что феномен субъективного благополучия связан и с потребностями, и с их реализацией, и с субъективным отношением личности к возможности их удовлетворения, событиям жизни и самому себе.

Говоря о счастье как субъективном благополучии, обычно подразумевают «счастливую жизнь», существование человека, в целом довольного тем, кем он является, тем, что он имеет, и тем, что с ним происходит. В этом смысле субъективное благополучие — это не кратковременное «пиковое» переживание, а нечто, присущее человеку на протяжении всей жизни либо, по крайней мере, каких-то значительных ее отрезков.

Актуальность научного изучения счастья (субъективного благополучия)  определяется как спецификой феномена счастья, сложностью конструкта счастья, так и отсутствием достаточного количества исследований в психологии по данной научной проблеме, требующей  изучения множества её аспектов и дополнительных разработок.

В гендерных характеристиках счастья выделяется их женская составляющая, доминирует женское начало. Более того, счастье — это одна из немногих человеческих ценностей, которая персонифицирована и имеет свой архетипический образ в глубинах человеческого сознания. И таким олицетворенным символом, архетипом счастья во многих культурах и у многих народов выступает женский образ.

В. Татаркевич в качестве распространенного житейского факта говорит о бытующем в обществе под влиянием писателей мнении, что счастье — это преимущественно женская проблема. Согласно этим утвердившимся взглядам, мужчины в своем большинстве не проявляют большого интереса к счастью: редко думают и размышляют о нем, часто не имеют понятия и желания его познавать. «В их глазах, — пишет В. Татаркевич, — счастье — это негативное и бесцветное состояние, которое принимается во внимание и оценивается только после познания несчастья».

Иначе обстоит дело с женщинами. Для них счастье — не какая-то сентиментальность или забава, а очень серьезная и близко к сердцу принимая проблема, то, в чем они по-настоящему нуждаются. Поэтому о счастье они не только мечтают, но и чaсто думают, пытаясь разобраться в секретах его достижения в реальной жизни и овладеть ими.

В 2016 году на базе Восточно-Европейского Института психоанализа проводилось исследование на тему «Структура и особенности представления личности о счастье».

Цель данного эмпирического исследования: выявить особенности представлений взрослого человека о счастье.

Результаты сравнительного исследования представлений мужчин и женщин о счастье (субъективном благополучии) позволили сделать следующие выводы:

  1. В психологической структуре представления личности о счастье (субъективном благополучии) можно выделить в качестве ее компонентов особенности ценностно-смысловой (личностные смыслы и ценностные особенности) и эмоциональной (психологические состояния, удовлетворенность жизнью, субъективные переживания, удовлетворенность в самоактуализации личностных ресурсов) сфер личности.
  2. В оценке мужчинами и женщинами качества своей жизни имеются различия по показателям: работа, здоровье, оптимизм, напряженность, самоконтроль, негативные эмоции и качество жизни. У мужчин более высокий уровень удовлетворенности вызывают личные достижения, работа, поддержка, оптимизм и общение с близкими людьми. Общий индекс удовлетворенности качеством жизни у мужчин выше, чем у женщин, но одновременно с этим выше и напряжение, самоконтроль и наличие негативных эмоций, что свидетельствует о более сильном напряжении, о большем физическом и психологическом дискомфорте и преобладании негативных эмоций у мужчин.
  3. Оценка психических и физиологических процессов, оценка сферы переживаний и оценка поведенческих особенностей в целом у мужчин выше, чем у женщин.
  4. Данные сравнительного анализа выявили специфику взаимосвязей показателей Оценки, Силы и Активности «Я-реального», «Я-идеального» и «Счастья». В представлении «Счастье» у женщин высокий показатель оценки, сила и активность — низкие, у мужчин показатель силы высокий, показатели оценки и активности — низкие.
  5. Результаты проведенного корреляционного анализа позволили утверждать, что корреляционная структура представления женщин о счастье имеет специфические особенности: представление женщин о счастье тесно связано с осмысленностью жизни, открытостью и доброжелательностью. Положительная связь с показателем нейротизма показывает, что женщины бурно реагируют на любые жизненные события, эмоциональны, менее устойчивы к стрессу, одновременно с этим они более чуткие, отзывчивые и динамичные, это может объясняться их эмоциональной нестабильностью. Положительная связь с показателем экстраверсии может говорить о том, что женщины достаточно общительны, оптимистичны, активны, более продуктивно выполняют работу в компании, чем в одиночестве. Положительные связи с «Я-реальное — Оценка» и «Я-реальное — Сила» показывают, что женщины придают значение оценки себя, для них важен уровень привлекательности, симпатии, которыми они обладают и реально оценивают свою силу. Фактор силы в самооценках свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самими испытуемыми. Отрицательная связь «Оценки качества жизни» и «Уровня субъективного благополучия» дала возможность предположить, что при низком уровне качества жизни у женщин снижается уровень субъективного благополучия, который также влияет на «Общую осмысленность жизни». Все эти условия отрицательно влияют на оценку счастья.
  6. Результаты корреляционного анализа показывают, что корреляционная структура представления мужчин о счастье имеет специфические особенности: положительные связи между «Субъективной оценкой уровня счастья» и «Я-реальное: Оценка» дали возможность отметить важность для мужчин оценки себя. Фактор оценки свидетельствует об уровне самоуважения, то есть мужчинам важно принимать себя как личность, они склонны осознавать себя носителями позитивных, социально желательных характеристик, в определенном смысле они должны быть удовлетворены собой. Общая осмысленность жизни в структуре представления о счастье позволила предположить, что мужчины могут хорошо анализировать и обобщать актуальные смыслы (то есть значения прошлого и настоящего) и формировать жизненные цели (то есть проектировать будущее). Также положительная связь с «Я-реальное: Сила» показала, что мужчинам важно испытывать уверенность в себе, независимость, проявлять сознательность, быть усердными, пунктуальными, целеустремленными, надежными и настойчивыми, но иногда это может проявляться как излишний контроль и переживанием вины. Мужчины любопытны и открыты ко всему новому, но иногда это может оборачиваться некоторой «поверхностностью», неустойчивостью убеждений и интересов. Выявленные отрицательные связи показателей нейротизма и сознательности дали возможность предположить, что при эмоциональной неустойчивости мужчины становятся менее сознательными и более несобранными, что влияет на их осмысленность жизни и на уровень счастья. Отрицательная связь между показателями «Уровень субъективного благополучия» и «Оценка качества жизни» говорит о возможности сделать вывод, что при неудовлетворенной оценке уровня субъективного благополучия у мужчин снижается оценка качества жизни, что отражается на осмысленности жизни и на оценке счастья. При таких условиях мужчинам сложно чувствовать себя счастливыми.

Многообразные исследования категории «счастье», предпринятые в последнее время философами и психологами, свидетельствуют об актуальности темы и о наличии в ней нерешенных теоретических и практических проблем. В исследованиях преобладает эмпирический подход, который выражается в стремлении выявить многообразие представлений о счастье и свести это многообразие к единству с помощью понятия «удовлетворенность жизнью».


Ирина Вислобокова

Практикующий психоаналитик, преподаватель ВЕИП

Психолог проекта “Помощь уставшим мамам”

Добавить комментарий